Боровск
Два дня в Борвске: 20-21 мая 2025года


Первое впечатление после приезда
Съездить в этот городок я хотел давно. От нашей дачи он находится недалеко, всего 64 км. Но это по прямой, а так ехать два часа, почти сто верст набегает. Примерно столько же и от Москвы до Боровска. Численность населения - в районе 12 тысяч, но если в других похожих городках она неуклонно сокращается, в Боровске в последние два года количество жителей растет, но, правда, за счет мигрантов. А так, по словам экскурсовода, это город пенсионеров. Молодежь здесь не задерживается: учиться и работать негде. Зато полно туристов, в основном из Москвы. За счет них численность населения чуть ли не до 70 тысяч вырастает, если наш гид не соврала. Пересильд тут по выходным на рынке закупается - от космоса отходит.
Видите, сколько машин? Мы были в будни, припарковаться можно было, но пустых мест было мало. На переднем плане Благовещенский собор, за ним торговые ряды, за ними площадь Ленина, но без Ленина - его убрали, чтобы, наверное, вид на центр не загораживал.
В правом нижнем углу низенькое здание — это вроде как лучшее кафе в городе. Здесь вся городская администрация столуется, включая прокурора, поэтому невкусно кормить не могут. И кормят реально вкусно. Я заказал какой-то «Боло». Мясной. Был еще рыбный. Принесли вот такое немаленькое блюдо. И вкусно было все: и мясо, и жареный картофель, и остальное. Стоит 720 рублей. На снимке блюдо каким-то маленьким выглядит, но на самом деле я объелся. Но все это будет во второй день.
"Боло"

Деревенская жизнь
А в первый мы разместились, причем место для размещения я зачем-то выбрал в деревне за городом, сняв за семь тысяч двухэтажную жилую баню.
Снимал на суточно.ру. Зачем снял — не знаю, отзывы понравились.
Если кого такой вариант заинтересует, дам контакт. Выйдет еще дешевле, потому что 20% агрегатор забирает. Нам в целом понравилось. Хозяева приятные, ненавязчивые. Тихо, соловьи с утра поют. Но до города только на машине. Пешком от этого места никуда не дойдешь. Нет, дойдешь, конечно, но часа за три, не меньше. И последние 800 метров дороги - грунтовка. Не смертельно, но предупредить должен.
Вариантов, где можно остановиться, не скажу, что очень много, но они есть и разные. Дешевле и дороже. С кормежкой и без, как у нас.
Нам она и не нужна была. В монастыре купили хлеба и сыра. В городе зашли в магазин местного комбината «Ермолино» (они везде уже, по-моему, есть; по крайней мере я на них всюду натыкаюсь, даже в Москве на Полежаевской). У них мясная продукция очень вкусная, а молочную брать не советую — своих коров у них нет, бодяжат что-то чужое.
Зато взяли очень вкусные пельмени и буженину, и вопрос с питанием был решен — даже шашлык решили не делать. В итоге достаточно познавательно и комфортно получилось, и плюсов было больше, чем минусов.
До достопримечательностей не добраться пешком? Сел в авто и через 10−12 минут ты уже в центре Боровска. Готовить надо самому? Так сейчас шведские столы повсеместно такими становятся, будто шведы на нас и тут санкции наложили.
Есть неподалеку от города «Этномир» с целой кучей гостиниц, куда мы не попали, но можете почитать в интернете, что это такое и нужно ли оно вам, так я полистал отзывы на кормежку, и их общий рефрен — жрать можно, конечно, но… И цены соответствующие. Короче, у нас был вполне рабочий вариант, тем более, если семья большая и заказывать за 5600 напрямую. Даже две пары с одним ребятенком у каждой нормально поместятся. К тому же у хозяев рейтинг — 10,0 и он вполне оправдан. Но в июне их не будет — в Крым уезжают.

Первый день мы посвятили целиком монастырю, второй - экскурсии по городу.
Что мы так и не увидели, так это музеи
Хотя интересен разве что краеведческий музей и музейно-выставочный центр. Но в первом экспозиция совсем небольшая, а второй интересен не сам по себе, а своим расположением в старообрядческом храме, который прихожанам пока не вернули. Может быть, стоит еще посетить музей истории купечества, но это на любителя. Музей Циолковского ничего интересного из себя не представляет, а музей компьютеров - это вообще зашквар. Хотя, возможно, я не прав.
​Еще мы не посмотрели остальные православные храмы, но не думаю, что многое потеряли. Ничего выдающегося, судя по описаниям, в них нет.
О чем действительно жалею — что не удалось посмотреть старообрядческие храмы. Но под них надо подстраиваться. Так просто они к себе не пускают, но экскурсии организуют. На них надо еще один день закладывать, потому что там все сложно: во время служб нельзя, в определенные дни нельзя. Там своя сложная жизнь, в которую чужих не пускают. Но посмотреть хотелось бы. Для расширения кругозора.
Так-то я с ними не раз сталкивался. Их очень часто ошибочно называют не старообрядцами, а староверами. Староверы — это у которых Перун, Ярило, Сварог…
Старообрядцы — это немного другое. Это середина XVII и раскол между Никоном и поддержавшим его царем Алексеем Михайловичем и протопопом Аввакумом со товарищи. Нам про этот раскол за два дня все уши прожужжали, но смысла я все равно до конца не уловил.

Был неистовый Аввакум, взрывавшийся по любому поводу, которого тем не менее уважал Алексей Михайлович. Был его поначалу единомышленник Никон. Что между ними произошло потом, я так и не понял. Что-то они не поделили. Возможно, покровительство царя. Никон затеял церковную реформу, заведомо зная, что это вызовет яростное неприятие Аввакума, тем более, что проводил он ее явно провокационно.
Впрочем, про это очень много написано, все повторять нет смысла. От царя Никон Аввакума отодвинул филигранно, хотя последний сам упустил все шансы. Царь его по-человечески просил не лезть на рожон, но — бестолку.
Вот такие гримасы раскола. А виноваты в нем как всегда переводчики. Никон каким-то образом понял, что за шестьсот лет в старославянских книгах, которые переписывали все, кому не лень, накопилось столько ошибок, что они перестали иметь что-то общее с христианскими канонами, поэтому их надо переписать, ориентируясь на правильные новогреческие книги. Прочитав это, я сразу полез проверять, а вообще-то Никон владел греческим языком? Насколько хорошо он его знал? Ни хрена он его не знал. Пытался учить, но результаты были достаточно скромными, если не сказать плачевными. Но тем не менее каким-то образом он понял, что у греков все правильно написано, поэтому будем на них ориентироваться.
Писалось в старых книгах «правоверная вера христианская». Это неправильно. Отныне будем писать «православная вера христианская». Не, я конечно понимаю, что правоверная вера — это какая-то тавтология и что православная вера звучит куда лучше, но смысл-то меняется кардинально. Заставил три раза говорить «аллилуйя» вместо двух. Его спрашивают: зачем? Это символизирует догмат о Святой Троице. Славить надо три раза, поэтому будем произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже». Старообрядцы ему говорят: слова «слава Тебе, Боже» вместе с двойным произнесением «аллилуиа» это уже прославление Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются переводом на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»), поэтому теперь ты заставляешь нас произносить четыре раза одно и то же, а не три. Куда там! Не убедили.
Изучая тему, я вычитал еще вот такое определение сути разногласий: «Старообрядцы считали навязанный Никоном греческий эталонный образец неправильным и чуждым сложившейся на Руси богослужебной традиции, которая пришла к нам от Кирилла и Мефодия. Ее суть была в том, что христианство на Руси усваивалось с учетом национального перевода Святого писания и богослужений, использующих местные христианские традиции». О, как! Наверное, лучше не скажешь. Берите на вооружение про национальный перевод.
А вообще я бы на месте наших властей сделал ставку не на РПЦ, а на старообрядцев. Боремся за демографию, за мат чуть ли не уголовную ответственность вводим, наркотики запрещаем, пытаемся сделать трезвость нормой жизни. Так, вот же они, подлинные герои: не пьют, не курят, наркотики не употребляют, не сквернословят, в семьях в среднем восемь детей… Что еще надо? Это, ведь, важно, а не то, как правильно надо писать: Исус или Иисус. Так ведь?

20 мая 2025
Пафнутиев-Боровский монастырь
На трипстере я заказал на 21 мая экскурсию по городу и спросил, куда мы точно не попадем, чтобы съездить самим в день приезда. Экскурсовод объяснила,
что не поедет с нами в монастырь, так как в нем свои экскурсии организует паломнический центр, который чужих особо не любит и старается никуда не пускать.
Так потом и оказалось.
С хозяевами мы заранее договорились, что заедем не в 14.00, а в 11 утра. Приехали, выгрузили вещи, перекусили и отправились в храм.
Точнее, в монастырь. Пафнутьев-Боровский. Как вы понимаете из названия, находится он в Боровске, точнее, в непосредственной близости от него, а основал его некий Пафнутий.
Ну как, некий. Это для меня он был некий, а в Боровске он очень даже известная и почитаемая фигура. Федерального, на минуточку, масштаба. Родился он в Боровском уезде и был внуком целого татарского баскака, которого местные жители умудрились так задолбать, что он решил принять православие и крестился, получив имя Мартин. Если вы думаете, что это не совсем русское и православное имя, так это - если ставить ударение на первом слоге. А вот, если на втором - тут-то и появляется знакомый до боли Мартын, вполне себе русский и православный.
А наш Пафнутий, который был Парфений, но в 1414 году принял постриг и стал Пафнутием (что за манера, менять имена как перчатки? Парфений — вполне себе православное имя; зачем одно православное имя менять на другое?), подвизавшись, по-другому и не скажешь, в Покровском храме на Высоком. Я про этот храм потом расскажу. Был он в послушании у широко известного Никиты Серпуховского, а сам Пафнутий был наставником Иосифа Волоцкого, воевавшего с нестяжателями, и Давида, который основал Давидову пустынь в Новом Быту, и тоже нестяжателей не приветствовавший. Получается, вот, кто им в головы вбил идеи стяжательства. А если вспомнить, что Пафнутий несколько лет был учеником Никиты Серпуховского, который в свою очередь был учеником Сергия Радонежского, становится понятно, откуда у наших церковников такая тяга к роскоши.
Проподвизавшись 30 лет, Пафнутий в 1444 году основал неподалеку от Боровска новый храм. Этот храм со временем превратился в полноценный монастырь, куда мы бодро и направились. Но сначала получился небольшой облом, поскольку приехали мы в монастырь в начале первого, а в это время у всех добропорядочных монахов обед, поэтому нам пришлось ждать примерно полчаса возле паломнического центра, который занимается организацией экскурсий, пока не появился служитель, эту самую экскурсию на полтора часа нам и проведший. Центр работает через пень-колоду.
К нам уже в конце экскурсии подошла женщина, безуспешно пытавшаяся в него попасть с самого утра, так что, если вы хотите заказать экскурсию, заранее звоните - телефон есть на сайте монастыря . Стоит экскурсия 3500, с посещением колокольни и царской трапезной - 4000, с посещением музея при паломническом центре - 4500. Поскольку в ближайшие лет несколько мы вновь в этот монастырь не собираемся, решили гульнуть и заказали все меню.
Вообще я не очень люблю паломнические экскурсии, поскольку в них 80% времени уходит на перечисление местных святых, их мощей и чудесных случаев исцеления, организованных с помощью либо обращения к святым с молитвой, либо путем лобызания этих самых мощей. Я не против послушать и про это, но во всем должна быть мера. А когда вся экскурсия построена только на перечислении всех этих чудес, в конце концов в голову неизбежно приходит анекдот о том, как один святой возложил руки на голову мальчику
с костылями и сказал: «Отбрось костыли и иди»! Мальчик костыли отбросил и пошел, больше о них не вспоминая, хотя нес их в палату больной бабушке.
​В данном случае ничего даже близкого к этому не было. Попался настолько знающий и эрудированный монах-экскурсовод, вываливший на нас целую гору интереснейшей информации, что я только диву давался.
Вот, я вам нашел в интернете общий вид монастыря.
В центре колокольня, с задней от нас ее стороны как раз и находится паломнический центр и вход в музей. Музей тоже при центре. Вход на колокольню и трапезную при колокольне закрыты на ключ, так что попасть без паломнического центра можно только в главный Собор Рождества Богородицы и погулять по территории. Видимо, именно поэтому трипстер и не хочет связываться с экскурсиями в монастырь - все равно без позволения монахов ничего толком не увидишь.
Пару слов о самом монастыре. В целом его история мало чем отличается от жизненного пути многих похожих храмов. Сначала Пафнутий соорудил деревянный храм, который простоял до 1467 года. Потом вместо него построили новый, каменный храм, простоявший 117 лет. Его разобрали и построили на этом месте новый, пятиглавый.
Старый храм расписывал известный товарищ Дионисий. При строительстве нового в кладке использовали блоки с его росписями, которые благодаря этому сохранились до наших дней. Их сегодня можно увидеть в Боровском филиале Калужского областного краеведческого музея и в Москве, в музее Андрея Рублева. В том же XVI веке храм окружили каменными стенами, были построены сторожевые башни, каменная трапезная с храмом Рождества Христова и звонница, которую в конце XVII века заменили на колокольню. Короче, со временем монастырь превратился в настоящую крепость.
Из всех башен до наших дней сохранилась только одна, Круглая (№ 5), остальные строились уже после Смутного времени, в 1635-1636 годах.
В принципе нечто подобное происходило и с другими храмами. Просто, где-то так удачно сооружали деревянный храм, что он стоял не 23 года, а целый век, а где-то каменный храм сразу делали так, что разбирать его и строить заново уже не требовалось. Совершенно не наш случай. Тут и второй-то храм чуть сносить не пришлось, потому что сгнил дубовый фундамент. Хорошо, в 1960 году решили заняться реставрацией. В музее монастыря есть стенд с фото, можно посмотреть, в каком состоянии тут все пребывало.
А вот дальше начинаются нюансы. Каким-то монастырям повезло, враг до них не добрался или не сумел взять, до каких-то у большевиков руки не дошли или внутри были организованы музеи, и т.д.
 Боровскому монастырю не повезло трижды.
В 1610 году его окружило литовско-польское войско Лжедмитрия-II. В монастыре укрывалось 12 тысяч человек. Руководил обороной князь Михаил Волконский,
а духовную поддержку обеспечивал бывший архимандрит Троице
-Сергиевского монастыря Иоасаф Боровский. Монастырь могли и не взять, но нашлись предатели, помощники воеводы, открывшие врагам ворота. Есть известная картина гибели князя Волконского, защищающего мощи Пафнутия.
В музее монастыря ее копия. Оригинал находится в Калуге, а эскиз хранится в Третьяковской галерее. В итоге монастырь полностью разграбили и сожгли. Второй раз он попал под раздачу, когда его сожгли французы.
В третий раз до него дошли руки у большевиков, устроивших здесь сначала исправительную колонию,
а затем построивших
зачем-то на территории монастыря, хотя места вокруг навалом, Школу механизации сельского хозяйства.
Сзади за левой частью Погребного корпуса спряталась Башня Измены, как ее сейчас называют. Это ее открыли врагам два изменника. Яков Змеев и Афанасий Челищев. Даже имена изменников известны, однако историки спорят (они, впрочем, всегда спорят), а была ли вообще измена. Некоторые считают, что просто штурм был успешным, да и в польских источниках вообще ни слова не говорится об измене. Довод, конечно, так себе. Могли и специально ничего об этом не писать: одно дело, когда ты грамотно спланировал операцию и захватил объект, и совсем другое, когда тебе просто повезло найти изменников. Кто об этом писать будет?
А вот еще одна трапезная, XIX века. Классно гармонирует с собором, правда?
Складывается впечатление, что они тут только и делают, что трапезничают. Есть, ведь, еще Царская трапезная.

Так сейчас выглядит Братский корпус. Точно так же - и Гостиный. Раньше оба были трехэтажными, но, видимо останутся в таком виде, двухэтажном. На восстановление денег нет.
И без этого есть,
что восстанавливать.

А это, как здесь говорят, перекличка веков. Справа собор XVI века, по центру Ильинская церковь XVII, слева церковь св. Митрофания XVIII века и справа желтенькая трапезная XIX века.

Справа от Ильинской церкви находится кладбище, где в том числе захоронены останки защитников монастыря, которые погибли в 1610 году. На месте их захоронения установлен памятный крест.
Может, не совсем в том месте. По преданиям здесь, но документы французы сперли. Или сами затерялись.

Рядом лавочка. С монахом и голубями. Это некий отец Власий, в 1991 году назначенный духовником монастыря. Умер в 2021.

Собственно, снаружи больше показать нечего. Как вы могли заметить, строительные работы в монастыре не закончились. Я на самом деле на большевиков немного напраслину возвел. Они здесь не только здание техникума построили и исправительную колонию поместили, но и музей организовали, и реконструкцию на тридцать пять лет.
Монастырь передали церкви в 1991 году, а государственное финансирование прекратилось только в 1995-м. Церковь тут тоже что-то реконструирует уже тридцать с лишним лет, но до завершения еще очень далеко. Хотя народу тут полно: 30 монахов, 70 послушников и еще куча паломников. Но с монахов какой спрос — они молятся, а вот чем занимаются послушники — большой вопрос. В иной монастырь придешь, там народу куда меньше, а результат виден невооруженным глазом. Здесь, конечно, тоже видно, но вооруженным.
Ту же Давидову пустынь братки за десяток лет сумели превратить в «конфетку», хотя она ничуть не меньше монастыря в Боровске. Здесь же уже 65 лет ковыряются, и все никак. Понятно, что братки аутентичностью совершенно не озадачивались, но они привели в порядок все, а здесь нет практически ни одного места, где бы не шли или не требовались ремонтные работы.
​На этой оптимистичной ноте мы пошли смотреть, а что же тут внутри.

Начали мы с колокольни и Царской трапезной с церковью
Рождества Христова. Перед входом в трапезную идет вот такая роспись.


На потолке Древо Иессеево, родословная Христа. Но оно неполное. Здесь 45 персонажей (я не считал, поверил на слово), а, например, в Москве в Благовещенском соборе их штук 200. Еще тут разные библейские сюжеты и персонажи. И распятие.


Это царская трапезная. Вроде как открывалась по особо торжественным случаям. Когда какой-нибудь царь приезжал. У противоположной стены почему-то стоит пианино. Это здесь самое большое помещение. 260 квадратных метров.


Рядом небольшая церковь.


Церковь и трапезная находятся на втором этаже вот этого неприметного здания справа. Оно тут самое старое, построено в 1511 году. На первом этаже были расположены кладовые и, как пишут церковные источники, поварня. И пекарня.


Кстати, специального отопления в здании не было. Теплый воздух проходил по специальным каналам в стенах, поступая с первого этажа из пекарни и поварни.  Вроде как этого хватало. А мы полезли на колокольню.


Попали мы на эту лестницу через вот такую аутентичную дверь, которая была аутентично закрыта. Нам ее экскурсовод, открывал, почему и говорю, что без паломнического центра тут делать нечего.

У вас может сложиться впечатление, что они мне за рекламу своих услуг заплатили. Хотелось бы, но нет. Платил, наоборот, я. А это мы вылезли к звоннице. Электрической. Бьет каждые 15 минут. Человек замумукался бы бегать.

Колоколов, кстати, старых не осталось. Всё куда-то поперли. Один сохранился, но и тот находится не здесь, а в Москве, в Коломенском.На хрена он там нужен? Могли бы и отдать. Вот какой вид открывается на собор.

Тоже, как видите, работы продолжаются. Вот вид на другие храмы. Вообще до них километров несколько. Это я просто приблизил.

В реальности это вот так выглядит. Теперь стена видна и сразу за ней пруд. Сейчас его заканчивают очищать и скоро рыбу запустят — как же монахи без рыбы? Я вам про пруды еще в конце расскажу.

На этом фото видно много разных вещей. У южного фасада собора виден памятный крест и 26 плит с оригинальными эпитафиями с надгробий фамильного некрополя нескольких династий русских князей. Они стоят на месте разобранного в 1836 году храма Архангела Михаила. Храм был построен в 1666 году на средства благодетелей и стал фамильной усыпальницей князей Репниных, Лыковых-Оболенских, Щербатовых и Прончищевых. Не знаю, по какой причине его разобрали. Может, при строительстве как всегда что-то напортачили, и храм начал разрушаться, может, еще что. Короче, снесли.

Дальше виден Братский келейный корпус, за которым прячется стена монастыря. Ее не видно, зато видно башню без купола. Это  Оружейная башня. Правее нее за оградой видно двухэтажное желто-коричневое здание. Это гостиница для паломников. Там, кстати, можно  остановиться. Есть номера люкс. И цены божеские. Но сначала правила проживания изучите — вдруг вам это не подойдет.
Еще в монастыре была Церковь всех святых. Рядом с могилой князя Волконского возникла родовая  усыпальница. В некрополе было 23 захоронения, и в 1838 году над ним на средства потомков князя возвели церковь. Она тоже не дожила до наших дней — снесли. Но тут хотя бы понятно, зачем надо было это делать. Снесли ее в 1930 году. Большевикам не хватало места, чтобы построить здание техникума, поэтому решено было снести церковь. Вроде, будут восстанавливать. Сейчас на этом месте пока плитку кладут. Точнее, пока она там лежит на поддонах.
А сразу за гостиницей виднеется опять двухэтажное, но уже серое здание. Это технический колледж, который начнет работать при монастыре в этом году. Там, правда, еще идут какие-то строительные работы, но учебные планы с сентября  2025 года уже составлены. Там будут все нужные монастырю специальности, такие как радиотехнические системы, сетевое администрирование, программирование, биотехническое оборудование и эксплуатация беспилотников. На бюджетные места планируется зачислить 90 абитуриентов. Если кому надо, прием документов  с 1 июня по 25 августа. 
Спускаясь с колокольни, увидел еще вот это в каком-то закутке. Даже не знаю, как это назвать. Гардеробная? Почему она на колокольне? А спросить забыл.

Дальше мы спустились в музей. Вверху герб Боровска, утвержденный Екатериной II в 1777 году. Отражает мужество и отвагу защитников монастыря в 1610 году. Как отражает — можете почитать описание в интернете. Не хотите — поверьте на слово: отражает.

Это одна из гравюр в музее. Не скажу, что за двести лет монастырь изменился капитально, но существенно.

Есть тут небольшая коллекция икон, но я не нашел чего-то выдающегося. И оформлено все как-то хаотично. Например, вверху икона, а внизу фрагменты росписи. На них ничего и не поймешь. Разбросаны в хаотичном порядке.

Есть несколько икон из иконостаса придела Пафнутия в соборе. Тот же Никита Серпуховской и Сергей Радонежский, но они далеко не древние. XX век. Иконы, я имею в виду. Вот это Сергий. Никита исполнен аналогично.

А это упоминавшийся колокол. Единственный, который уцелел. Который почему-то в Коломенском. А у монастыря лишь фотография. Хотя должно быть наоборот.

И часовой механизм с колокольни монастыря. По-моему, тоже сейчас в Коломенском. Или где-то еще, но точно не на своем законном месте.

И, наконец, главный экспонат музея — келья, в которой целый год держали протопопа Аввакума, самого известного старообрядца. Хотя для кого-то больше в этом плане известна боярыня Морозова. Благодаря Сурикову.

Вот это как раз она к нему пришла, хотя было это не здесь, а где-то в Москве. Историю картины я так и не нашел. Сама она в интернете влет находится, но без описания. Минут 20 мучился и решил на это дело болт забить. Не стоит оно того. Пришла и пришла.

На этом экскурсия закончилась, и дальше мы еще пошли самостоятельно побродить. Зашли в собор. Там можно увидеть вот такой иконостас.

И раку с мощами Пафнутия.

Смотрится все это красиво, а вот роспись стен, сводов и прочего явно требует обновления.

Затем мы заглянули в церковь св.Митрофания. Это мы нашли на первом этаже, а второй был закрыт.

И, собственно, все. Зашли в церковную съестную лавку, отоварились, вышли за ворота, повернули налево и через пару сотен метров нашли, куда делся шпиль с Оружейной башни.

И, собственно, все. Зашли в церковную съестную лавку, отоварились, вышли за ворота, повернули налево и через пару сотен метров нашли, куда делся шпиль с Оружейной башни.

Если пройти еще дальше, упрешься в забор вокруг монастырской территории. Можно вдоль него спуститься, и там будет святой источник. Но мы к нему не пошли. Устали уже. И есть хотелось.
Теперь про пруды. Их тут было несколько. И плотина была. И выполняли они целых три функции.
Во-первых, в них ловилась рыба. И, говорят, много.
Во-вторых, они защищали монастырь от врагов. Но это все на поверхности.
Главное было в-третьих.
А в-третьих, они увлажняли почву. А она должна была быть влажной, поскольку фундамент стоял на дубовых сваях. А дуб — такая штука, что во влажном виде он не гниет, поэтому почва должна влажной. Когда пруды мелели, почва начинала сохнуть. И тогда открывали плотину (или дамбу, не знаю, как правильно назвать то, что тут было), пруды наполнялись водой, почва увлажнялась, дуб не гнил.
Большевики плотину разрушили (или дамбу - это не так важно, поскольку разрушили и ее, если это была она). Сваи начали разрушаться, фундамент трескаться и проседать. В  итоге дело закончилось тем, что рухнул купол и рухнул он на два трактора сельхозтехникума, которые зачем-то стояли в соборе. Произошло это в 1954 году аккурат в день Пафнутия, отомстившего большевикам за осквернение собора. Может, конечно, про  день Пафнутия могли и приврать для полноты картины, но купол реально обрушился и реально на два трактора. Из людей никто не пострадал.
Вот на этой оптимистичной ноте и закончилось наше короткое, но насыщенное посещение Пафнутиев-Боровского монастыря.

Боровск. 21 мая 2025.
Вообще Боровск называют старообрядческим городом. Перед революцией здесь было три старообрядческих храма и почти 50% прихожан были старообрядцами. Два храма им в конце концов отдали, третий, Храм во имя всех святых, не отдают — там музей. Вот это Введенская церковь.
Но это достаточно скромное сооружение. Есть в городе у старообрядцев и посерьезнее храм. Покровский собор. Это вообще крупнейший храм в городе.
Построен незадолго до революции на пожертвования членов местной общины. Быстро, кстати, построили. В апреле 1909 года объявили подписку на постройку, а в июне 2012 года собор уже был освящен.
Помимо старообрядческих, есть, конечно, и обычные храмы. Вообще городу с храмами в советское время повезло. До революции их было 14, а сейчас 10, то есть снесли всего 4. Так себе, конечно, везение, но все же.
Практически весь город разрисован местным художником Владимиром Овчинниковым. 87 лет отроду. До выхода на пенсию жил в Москве, а в 1998 году перебрался в Боровск и начал творить. Натворил он немало. На этом купеческом доме зачем-то нарисовал Федора Конюхова. В свое время этот тип хотел подняться в Боровске в стратосферу на воздушном шаре, но что-то не сложилось. Так себе, повод.
Но решил нарисовать, причем почему-то на доме ангелов. Они тут нарисованы в память о том, что здесь «тройка» НКВД заседала и формировала расстрельные списки. Сейчас это жилой дом.

Рядом еще один любитель поглазеть на стратосферу. Выглядит полным придурком, да еще почему-то в валенках. Как сказала экскурсовод, были даже споры, а ходил ли наш Циолковский в валенках? И где-то откопали, что ходил.

Где-то в каком-то письме кому-то он сообщает, что куда-то пошел в валенках. Нет, зашибись, конечно, но разве это повод изображать автора полутора сотен опубликованных и сотен неопубликованных работ в валенках? Что хотел автор памятника этим сказать? Что какой-то «валенок» посмел о космосе мечтать? Какой же он «валенок». Он, между прочим, из польских дворян.
И абсолютно не понимаю, зачем надо было изображать его каким-то клоуном? Да, вел он себя порой чудаковато, но не более того. Кстати, одним из любопытных  его чудачеств было катание на коньках по замерзшей реке с помощью зонта. Открывал зонт, держал его перед собой, и ветер тащил его по реке на радость местной ребятне. А что? По-моему, гениально придумано. Я бы не догадался.
За памятником копия стелы, которая торчит в Москве возле станции метро «ВДНХ». Уменьшенная копия. Жители хотели такую же по размеру, все-таки памятник открывали к 150-летию со дня рождения, но не срослось. Раньше на этом месте в 1960-х годах в честь Циолковского был установлен бюст, но перестройку он не пережил и пропал, поскольку изготовлен был из бронзы.
В Боровске Циолковский прожил 12 лет. Тут же заодно и женился. На дочери священника, у которого снимал квартиру. В городе у него своего жилья не было, снимал в разных местах. В одной из съемных квартир сегодня устроен музей в его честь. Брак свой он считал несчастливым, а женился без любви, чтобы жена «не могла им вертеть» и не мешала ему работать. По собственному признанию, у Циолковского был «врожденный аскетизм», которому он «всячески помогал». С женой он всю жизнь «спал в разных комнатах, иногда через сени». Жена, по его словам, «сама была равнодушна и бесстрастна». Так вот. У двух этих бесстрастных аскетов было семь детей. Если это аскетизм, то что тогда похоть?
Это изготовленный своими силами памятник в связи с участием боровчан в Куликовской битве. Скромненько, но ведь бюджет города с населением 12−13 тысяч человек разве может быть резиновым?

Рядом находится часовня этого века выпуска в память об убиенных здесь боярыне Морозовой и ее сестре княгине Урусовой. Но захоронены они были не совсем на этом месте.

Часовня была закрыта, поэтому могу только чужое фото показать. Там два помещения. Наверху стоят четыре иконы, а вниз ведут крутые ступени к подземному помещению, как бы символу тюремной ямы, в которой держали сестер и где их и уморили.

Напротив часовни чуть правее вот такой крест в память о сестрах, за ним видна правая часть здания суда. Под самым его углом они и были в свое время захоронены, но в 60-е годы могила в ходе строительных работ была утрачена.
В центре надгробная плита с могилы сестер. Когда на месте их захоронения начались строительные работы, плиту изъяли и передали в Калугу, в краеведческий музей. Там она пролежала почти 30 лет во дворе музея, а в 1988 году плиту вернули в Боровск. В музей в Пафнутиевом монастыре. Ну, а в 2002 году она оказалась, наконец, почти на прежнем месте.


Дальше в нашей программе памятник Гагарину. Подарен городу бизнесменом Русланом Байрамовым, построившим «Этномир» и раздаривающим по всему миру памятники Гагарину и Циолковскому. Памятник Циолковскому открыт аж в Австралии, возле обсерватории в Брисбене.
Сидит и смотрит в небо. В таком же дебильном виде.

Что касается памятников Гагарину, то к 60-летию полета Байрамов установил  60 аналогичных конструкций по всему миру и, по-моему, собирается установить 100. Начал он это дело в 2011 году с Франции, Германии, Болгарии, США, Венгрии и Индии. И понеслось. Сейчас их, вроде бы, уже 83, последний в декабре прошлого года подарен Перу, хотя он, возможно уже и не последний. Гагарины усиленно пекутся как пирожки. Дело поставлено на поток.
Надо отдать Байрамову должное, в случае с Гагариным он не стал превращать героя в клоуна. Еще и от души добавил символизма. Или даже не знаю, как это правильно назвать. В Боровске жил известный философ и родоначальник русского космизма Николай Федорович Федоров. Он же — Николай Павлович Гагарин (внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина). То есть, один Гагарин мечтал о космосе, другой полетел в космос. А фамилия скульптура — Леонов. Как у известного космонавта. Причем он тоже Алексей. 
Сразу уточню, что на экспорт Байрамов поставляет лишь сам бюстик Гагарина, без всего остального безобразия из камня.

Дальше опять Владимир Овчинников. Глобус Боровска.
Тут символизма скрыто еще больше, чем у Байрамова, но надо текста давать страницы на три. Лучше прочитайте, если кому интересно.

А это памятник другому Гагарину. Все головы ломали, почему Королев именно Гагарина выбрал. Кучу гипотез насочиняли. А оказалось, что Королев просто был поклонником автора русского космизма.

Это адмирал Сенявин. Считается, что адмирал Ушаков — единственный флотоводец в России, не проигравший ни одного сражения. Так вот — не единственный.

Это мы идем в Благовещенский собор в центре города, рядом с торговыми рядами. Ничего особенного в нем нет, разве что при большевиках ему повезло — ценности  из него не изымались, а, наоборот, свозились со всей округи.
Зато ему здорово досталось от немцев, а до этого — от французов и пожара в 1857 году.

Примечателен он вот этой фигурой Николая Чудотворца. Когда его несут, он шевелит пальцами и кивает головой. Говорят, что это производит на верующих неизгладимое впечатление.
Это они еще картину Рафаэля во Флоренции, в галерее Уффицци, не видели. Подходишь к картине, а персонаж в зависимости от угла зрения пальчиком туда-сюда водит.

А это иконостас XIX века и немного от оформления стен.

Рядом смотровая площадка и вид, в том числе, на собор старообрядцев. Я думал у меня его фото нет, поэтому ранее дал снимок из интернета, когда про него говорил. Оказалось, все-таки есть.


Дальше мы поехали к храму, в котором подвизался Пафнутий до того, как основал  собственный монастырь. Если проехать вниз до конца, окажешься возле вот такого кафе с видом на реку. С этого места видны все храмы города.

Немного поподвизавшись возле кафе, мы поднялись обратно метров на 300 и оказались в месте, где до первой половины XVIII века находился Высоко-Покровский Боровский мужской монастырь. Это все, что от него осталось.

Именно в нем, как я вам и говорил, подвизался Пафнутий сначала в роли простого монаха, а потом и настоятеля монастыря. Или игумена, если кому дотошному нравится это название. Перебравшись через реку и основав на левом берегу свой монастырь, Пафнутий перетянул к себе и весомый кусок монахов и паствы, а старый монастырь начал потихоньку хиреть. В 1618 году он был приписан к конкуренту, а в 1764 году его вообще упразднили.
До Смутного времени здесь было два храма: деревянный и каменный. Фанаты Лжедмитриев здесь, как водится, сожгли и разрушили все, до чего руки дотянулись, и сейчас на месте монастыря остался вот этот деревянный храм, который любят называть Боровскими Кижами, потому что такой же резной и кружевной и тоже построен без единого гвоздя. К слову, Кижи были построены с целой кучей гвоздей, что благополучно и выявили несколько лет назад, когда тамошний храм разобрали для реставрации по бревнышку и потом собрали обратно. С Боровским храмом поступили ровно также: раскатали по бревнышку и потом собирали обратно, стараясь менять лишь то, что уже невозможно было восстановить. Если к храму подойти поближе, будет видно, где старые бревна XVII века, а где пиломатериалы гораздо более поздних веков.
В целом смотреть тут нечего. Разве что живописное кладбище вокруг храма, если кто-то любит побродить по кладбищам. Заодно можно выйти на очередную смотровую площадку и еще раз посмотреть на речку и город.
С 2000 года это подворье Пафнутиев-Боровского монастыря. По-моему, рассказал об этом месте все, что только можно было. И хотелось бы что-то добавить, но нечего. Вид на реку открывается реально красивый - здесь самая высокая в городе смотровая площадка, но искренне не могу себе представить, что тут можно делать дольше десяти минут, если ты, конечно, не восторженный приверженец отца Пафнутия.
Многие воцерковленные посетители оставляют отзывы о какой-то особой благодатной атмосфере. Не знаю, по-моему на любом кладбище атмосфера какая-то особенная, а здесь оно буквально впритык к храму: мимо него к нему не пройти.
fff

Да, забыл. На одной из стен стоит посмотреть на икону Пафнутия Боровского. Мозаичную. Большую такую. Вот.





Последним пунктом нашей экскурсии оказалась улица Ленина. А кого же еще? Чего тут только нет. Здесь начинал свое творчество Владимир Овчинников. Изначально задумка была богатая: рисуешь изображение улицы со старого фото…




Оборачиваешься, и можно посмотреть, как эта улица выглядит сейчас. В данном случае это старообрядческий храм, пока на утративший статуса музея и поэтому пока так и не возвращенный старообрядческой обители.


Оборачиваешься, и можно посмотреть, как эта улица выглядит сейчас. В данном случае это старообрядческий храм, пока на утративший статуса музея и поэтому пока так и не возвращенный старообрядческой обители.


Потом эту тему он, видимо, исчерпал и начал рисовать всякие глобусы Боровска или, вот, портреты художников города. При этом рисовать лица у него не получалось, и он просил художников самих себя нарисовать. Кто-то согласился.


Дальше у нас будет ода Собянину. Он выбирался в мэры, а здесь всегда болтается большое количество москвичей. Чтобы заполучить их голоса, он подарил городу два искусственных клена, один из которых не работает.


Подарил старые бордюрные камни и плитку, за что зимой его тут прокляли, поскольку на лежащей под уклоном плитке очень скользко и можно легко шею свернуть. Но дело было сделано, и Собянин получил 80 с лишним процентов голосов.


Единственным полезным вкладом оказалось выделение трёх грантов на асфальтирование. А это один из старинных купеческих домов. Гильдию купца можно было определить по количеству окон на втором этаже.


Я с точностью до окна не запомнил, но, вроде, так: 5−7 окон — купец третьей гильдии, торговать мог только в регионе, 8−10 окон — второй гильдии, торговать мог по всей России, 11 окон и больше — первой гильдии — торговать мог и за рубежом
Это дом бывшей партноменклатуры, не знаю, какой гильдии.

А неподалеку Дом Наполеона. Он в нем ночевал на обратной дороге домой, после того как из-под Малоярославца поперли. Кстати, продается. 76 миллионов — и он ваш. Рублей, не долларов. И даже не французских франков.



И напоследок дом купца-старообрядца. Рядом виднеется подарок опять же от Собянина.


Я, глядя на то, как в очередной раз начинают вытаскивать нормальный бордюрный камень и укладывать новый, думал, что у нас градоначальник — полный дебил. Или бабло распиливает.
Оказалось, ничего подобного. Это он так провинцию поддерживает.

Собственно, на этом наша экскурсия и закончилась. Гид мне очень понравилась, контакты готов дать. Стоят 2,5 часа через трипстер 3600, если напрямую - 900 рублей можете сэкономить.

Были мы здесь два дня, хотя по-хорошему надо было бы три заложить, чтобы совсем тему закрыть. Но и так вышло достаточно интересно и насыщенно.
Made on
Tilda